Технология ГНБ уникальна тем, что она позволяет изменять при необходимости направление прокладки как в плане, так и в профиле, огибая на своем пути различные препятствия (действующие или брошенные подземные коммуникации или другие сооружения).
Преимущества метода ГНБ
- Высокие темпы производства работ
- Точность выполнения работ
- Значительное снижение объемов земляных работ
- Возможность выполнения работ в сложных гидрогеологических условиях
- Возможность выполнения работ без остановки движения, сохраняя дорожное покрытие и ландшафт
- Существенное сокращение привлекаемой для производства работ техники и рабочей силы
Технология ГНБ
Строительство подземных коммуникаций по технологии горизонтально направленного бурения осуществляется в три этапа:
- бурение пилотной скважины по заданной проектом траектории
- последовательное расширение скважины
- протягивание трубопровода
- Бурение пилотной скважины
Буровая головка соединена посредством полого корпуса с гибкой приводной штангой, что позволяет управлять процессом строительства пилотной скважины и обходить выявленные препятствия в любом направлении в пределах естественного изгиба протягиваемой рабочей плети. Буровая головка имеет отверстия для подачи специального бурового раствора, который закачивается в скважину и образует суспензию с размельченной породой.
Это особо ответственный этап работ, от которого во многом зависит конечный этап работ. Пилотное бурение осуществляется при помощи породоразрушающего инструмента — буровой головки со скосом в передней части и встроенным излучателем.
Буровой раствор уменьшает трение на буровой головке и штанге, предохраняет скважину от обвалов, охлаждает породоразрушающий инструмент, разрушает породу и отчищает скважину от ее обломков, вынося их на поверхность. Контроль за месторасположением буровой головки осуществляется с помощью приемного устройства локатора, который принимает и обрабатывает сигналы встроенного в корпус буровой головки передатчика.
При отклонении буровой головки от проектной траектории оператор останавливает вращение буровых штанг и устанавливает скос буровой головки с нужным положением. Затем осуществляется задавливание буровых штанг и устанавливается скос буровой головки в нужном положении с целью коррекции траектории бурения. Строительство пилотной скважины завершается выходом буровой головки в заданной проектной точке.
2. Расширение скважины
Расширение скважины осуществляется после завершения пилотного бурения. При этом буровая головка отсоединяется от буровых штанг и вместо нее присоединяется риммер — расширитель обратного действия.
Приложением тягового усилия с одновременным вращением риммер протягивается через створ скважины в направлении буровой установки, расширяя пилотную скважину до необходимого для протаскивания трубопровода диаметра. Для обеспечения беспрепятственного протягивания трубопровода через расширенную скважину диаметр должен на 25-30% превышать диаметр трубопровода.
3. Протягивание трубопровода
На противоположной от буровой установки стороне скважины располагается готовая плеть трубопровода. К переднему концу петли крепится оголовок с воспринимающим тяговое усилие вертлюгом и риммером.
Вертлюг вращается с буровой колонной и риммером, и в тоже время не передает вращательное движение на трубопровод. Таким образом буровая установка затягивает в скважину плеть протягиваемого трубопровода по проектной траектории.